online каталог

Покраска воздушных судов и самолетов в авиации

21 июня 2021 г.
-----
Покраска воздушных судов и самолетов в авиации

Для российского рынка самолетов и вертолетов словосочетание «окраска авиации» приобретает стилистическую осмысленность. В самом деле, большинство местных авиакомпаний придерживаются однотонных цветовых решений. Пожалуй, лишь Аэрофлот и S7 выгодно выделяются на общем фоне своим ярко окрашенным авиапарком.

Подход этих двух лидеров воздушных перевозок внушает сдержанный оптимизм. Окраска самолетов технологически необходима, так почему бы попутно не придавать судам пятого океана достойную и запоминающуюся внешность? Это не требует сверхусилий и непомерных расходов, в чем нетрудно убедиться, прочитав статью.

Подготовка поверхности к покраске

Корпуса авиатранспорта в основном выполняют из сплавов на основе алюминия. Поэтому снятие старой краски проводят химическим способом с использованием смывок.

Вопросы окраски карбоновых и композитных изделий здесь не рассматриваются ввиду все еще небольшой распространенности самолетов и вертолетов, использующих такие конструктивные решения в России.

Прежде чем нанести агрессивный состав на поверхность с авиатехники, снимаются внешние антенны, лючки, глушатся отверстия и проемы, пленкой и скотчем защищают участи корпуса и детали, которым может повредить пребывание в едкой среде. По завершению этих предварительных операций корпус покрывают смывкой. Субстанция разрушает краску за считанные часы. Старое покрытие вспучивается, в отдельных местах слои отходят лоскутами.

Длительность выдержки зависит от толщины защитного покрытия: чем толще – тем дольше служит. Чтобы окончательно очистить фюзеляж, краске помогают сойти горячей водой под давлением. Места, где материал держится наиболее стойко обрабатывают резиновыми шпателями.

ангар для покраски фюзеляжа

Технология покраски

Окраска воздушных судов проводится в специальном боксе, куда технику транспортируют из смывочного цеха. В таком ангаре создаются оптимальные для главной процедуры условия: заданные температура и влажность, отсутствие пыли. Это достигается работой климатического оборудования, работой системы очистки воздуха и специальных компрессоров приточной и вытяжной вентиляции. Точное соблюдение технологических требований и применение профессионального оборудования – важнейшие условия получения качественного и долговечного покрытия.

  1. На начальном этапе корпус просушивают, обезжиривают, шпатлюют, чтобы сгладить неровности и вышлифовывают.
  2. Затем наносится грунт, как правило, в два слоя: первый - протравной, следующий переходной. Такой подход удлиняет срок службы и увеличивает яркость краски. В общей сложности процедура вместе с сушкой для среднемагистрального лайнера с пассажировместимостью до 300 человек занимает около 5 часов, при этом фаза нанесения одного слоя длиться около часа.
  3. Краски наносятся в несколько приемов, на первой стадии – базовый цвет. Следующий слой ЛКМ накладывают после просушки уже сформированной поверхности спустя два часа. Отрезки времени даются с некоторой условностью, так как точные значения можно определить лишь для конкретных видов красок и возможностей окрасочного комплекса, которым располагает исполнитель.
  4. В заключение наносится слой защитного лака, который увеличивает стойкость покрытия к воздействию атмосферных явлений, делает равномерным глянцевый отблеск поверхностей и придает машине товарный вид.

Оборудование

Качественная покраска самолетов и вертолетов возможна лишь при использовании профессиональных средств, техники и инструмента.

  1. Для работы персонала вдоль больших корпусов устанавливают многоярусные леса.
  2. Удаляется старая краска и моется корпус водяными помпами.
  3. ЛКМ наносятся краскопультом и ручными кистями. На удобство работы маляров влияет гибкость шлангов, по которым поступает в пистолет-распылитель краска.
  4. Для приготовления ЛКМ используются различные мерные емкости, весы и перемешивающие раствор агрегаты.
  5. Из устройств диагностики обязательно наличие прибора измеряющего общую толщину покрытия.
  6. Для быстрого снятия отдельных элементов с фюзеляжа задействуются аккумуляторные шуруповерты и отвертки.
  7. Помимо краски, растворителей и грунтовок необходим и такой расходный материал как пленка для трафаретов.

Стоит также сказать несколько слов о лакокрасочных материалах. В авиации используются особые полиуретановые краски, состоящие из пигментной части, отвердителя и различных добавок, таких, например, как разбавители. В мире особенно популярны ЛКМ компаний Akzo Nobel (Нидерланды) и PPG Aerospace (Великобритания), а также DuPont (Франция), но применяются и составы от других, в том числе, российских производителей. Помимо важности выбора качественного продукта, стоит учитывать, что для нанесения всех слоев стоит пользоваться красками одной фирмы. Иначе будет трудно обеспечить химическую и физическую совместимость составов.

окраска гражданского борта

Порядок покраски деталей и узлов самолета

Покраска ведется от хвоста к носу судна одновременно с двух сторон. Маляры работают по двое: один – занимается непосредственной работой, а второй – переносит шланги и иногда подменяет напарника. Чтобы уменьшить разбрызгивание и усилить адгезию наносимому составу придается положительный электрический заряд, а на корпус подается - положительный. Нанесение рисунков и надписей проводится с промежуточной сушкой каждого нового слоя. Длительность процедуры определяется сложностью ливреи – целостной раскраски авиатехники.

Самый непростой и объемный этап работы – декоративный, когда на основном фоне создаются надписи и изображения. Для придания четкости силуэтам рисунков и границам шрифтов применяются трафареты, которые вырезают из пленки и наклеивают согласно проекту на фюзеляж, крылья, хвост или мотогондолы. Напыляемая краска таким образом попадает только на открытые участки. После высыхания аппликации снимают и приступают к нанесению внутренних деталей изображения и доводке контуров. Эта работа выполняется вручную кистями.

Перед нанесением синтетической эмали и лака на фюзеляж и другие конструктивные элементы наклеиваются указатели местонахождения параметрического и речевого самописцев, информационные плакаты. Позиция каждой наклейки строго регламентирована отраслевыми стандартами. Точность нанесения обеспечивается лазерным уровнем. Для зарубежных моделей самолетов решение подобных вопросов находится исключительно в юрисдикции организаций сертифицированных EASA.

Отдельно окрашиваются предварительно снятые детали.

Толщина всех слоев грунтовки и ЛКМ не должна превышать 0,3 мм. В противном случае покрытие потеряет гибкость и постепенно начнет отслаиваться от корпуса. Этот параметр измеряют специальным прибором.

После снятия трафаретов и защитных пленок техника передислоцируется в центр техобслуживания, где на корпус возвращаются все ранее снятые элементы. Там же проводится взвешивание борта и результаты заносятся в паспорт.

Автор:

Екатерина Сафронова Специалист отдела порошково-полимерных покрытий SPK GROUP

— Получите консультацию нашего специалиста
Оставьте комментарий
Имя*
Подписаться на комментарии (впишите e-mail)*
Текст комментария*