Промышленные трубопроводы – транспортная система, по которой доставляются нередко токсичные, горючие или даже взрывоопасные вещества. При обслуживании магистрали или аварийных работах ответственные работники должны понимать с каким видом содержимого приходится иметь дело. Проще всего проблему решает цветовая маркировка. В настоящее время порядок и особенности нанесения лакокрасочных покрытий на поверхность трубопроводов регламентируется документом ГОСТ 14202 69.
Для чего производится окраска
Требование маркировки носит не рекомендательный, а обязательный характер. Не выполнение норм СНиП преследуется по закону. И дело вовсе не в дизайне. В случае аварии или даже незначительной утечки службы спасения, строительные организации и коммунальные предприятия должны на месте в экстренном режиме, без длительного согласования, разобраться с какими субстанциями предстоит иметь дело. Список транспортируемых по промышленным трубопроводам веществ значителен:
- взрывоопасные и/или токсичные газы и жидкости;
- насыщенный или перегретый пар;
- различные жидкости под высоким давлением;
- щелочи и кислоты в, том числе, концентрированные и дымящиеся;
- опасные химические соединения;
- вакуум.
Помимо химического состава не менее важно какие давление, объем и температура у транспортируемого вещества.
Нередко опознавательная окраска выполняет роль защитной. Вот как выглядит опознавательная окраска технического трубопровода в соответствии с упомянутым выше стандартом.
Стоит учитывать, что метод окраски определяется длинной трубопровода и диаметром магистрали, количеством линий и другими условиями, которые подробно освещены в соответствующем ГОСТе.
Подготовка к покраске
Перед началом окраски поверхность труб нуждается в очистке и подготовке. Используются различные методы:
- сода-бластинг;
- аэрогидродинамический бластинг;
- пескоструйная очистка;
- ручная механическая очистка с помощью автоматического абразивного инструмента и металлических щеток;
- очистка с использованием смывок и технических моющих составов;
- гидроструйный способ.
Перед началом операции перекачка по магистрали прекращается в случае если это горючие или взрывоопасные вещества. После очистки поверхность труб обеспыливается сжатым воздухом или посредством промышленных пылесосов и обезжиривается. Итоги работы при необходимости оцениваются специальным оборудованием на соответствие требуемой степени очистки по ISO 8501 и шероховатости.
Технология
Красят трубопровод ориентируясь на тип материала труб и назначение. Применяемые лакокрасочные материалы также должны подбираться с учетом характеристик магистрали. Наиболее распространено сейчас использование порошковых покрытий, из которых чаще всего отдают предпочтение тремореактивным и термопластичным составам. Связующей основой в таких лакокрасочных материалах выступает эпоксидные смолы с добавками полиэфира акрилового происхождения, пигментов и наполнителей.
Нанесение покрытия происходит поэтапно. Сначала полимерный порошок распыляется над поверхностью, затем происходят нагрев и спекание. Завершается процесс сушкой. Возможно нанесение нескольких слоев краски в целях продления срока службы покрытия. Окраска поверхности трубопровода возможна на уже действующей магистрали, а также на этапе подготовки к сборке.
Оборудование
В зависимости от бюджета и стадии жизненного цикла трубопровода, доступны следующие варианты обработки:
- с помощью полуавтоматического оборудования, состоящего из корсетки с центрирующим механизмом;
- посредством автоматической установки под контролем оператора;
- на специальной технологической линии для окраски внутренней поверхности;
- на универсальной линии, включающей дробеструйные, покрасочные и диагностические машины, сушильные камеры и транспортную систему;
- роботом, способным к обработке как внутренних, так и наружных поверхностей.
Проекты SPK
В настоящий момент SPK Group предлагает несколько проектов камер покраски и сушки для трубопроводов. Вот две наиболее популярных модели.
SPK 15.5.5 Для трубопроводов
Это комплекс уличного исполнения, который предназначен для нанесения антикоррозионных покрытий на трубы, строительные конструкции и шахтные лестницы и включает два окрасочно-сушильных бокса уличного исполнения и дробеструйную камеру, объединенные общим навесом. Рабочие области оборудованы приточно-вытяжными вентиляционными машинами с пластинчатыми рекуператорами, газовым теплообменником, фильтрами карманного типа и регулирующей заслонкой. Контроль за работой систем осуществляется с помощью централизованного пульта управления. Противопожарная безопасность обеспечивается системой порошкового тушения.
SPK 15.8.6 Для трубопроводов
Специализированная камера, оснащенная вытяжкой с двумя боковыми каналами, вентиляцией с 4 симметрично расположенными генераторами, газовой горелкой с 4 теплообменниками. Панели стен камеры имеют 50 мм толщину: пластины из 0,6 мм стали с наполнителем из минеральной ваты, негорючей и пропитанной антисептиком. Крыша составлена из сэндвич-панелей. Ворота стальные распашные представлены четырьмя створками. Освещение организовано двумя рядами: верхнее под углом 45 ° и боковое, встроенное в стены. Управление системами осуществляется посредством контроллера с сенсорным дисплеем.
Не всегда удается приспособить готовый проект к особенностям производства. Этому препятствуют, нередко, нестандартные размеры и формы труб, особые требования к покраске и множество других факторов. Компания SPK Group предлагает не только типовые проекты, но и возможность разработать модель окрасочно-сушильной камеры индивидуального образца. Это позволяет максимально эффективно использовать мощности для выполнения узкоспециальных задач.