На поверхности спецтехники весьма интенсивно воздействуют самые разные вещества в значительно больших объемах чем обычно: соли, грязь, пыль, масла, кислоты и щелочи. Это приводит к ускоренной интенсивной деградации металла и требует специальных методов как в первичном нанесении грунта и краски, так и при плановом обслуживании.
Процедура окраски строительной техники
Главное отличие в технологии покраски спецтехники в сравнении с привычными автомобилями заключается в особом способе подготовки поверхностей, а также в использовании специальных лакокрасочных материалов. Выбор метода подготовки спецтехники к окраске зависит от ряда факторов:
- состояния и материала поверхностей;
- условий последующей эксплуатации;
- габаритов;
- сложности и трудоемкости сборки/разборки механизмов.
Прежде всего кузов и рабочие органы машины подвергаются тщательной очистке. Поверхность отмывается водой. Затем удаляется все, что может помешать нанесению нового защитного слоя:
- ржавчина и окалина;
- пятна минеральных масел;
- перемешанные с пылью и металлической стружкой охлаждающие и смазочные эмульсии;
- консервационные и графитовые смазки;
- ангары и прочее.
Внимание! Не до конца удаленные следы ржавчины приведут к развитию процесса коррозии под слоем новой краски.
Для того, чтобы сбить отдельные крупные коррозионные образование допускается применение кирок или молотов. Особо стойкие загрязнения могут быть устранены применением растворителей (№ 646, 647) или с помощью отжига. Для деталей, отличающихся тонкой стенкой, выполненных из алюминия или из хрупких сплавов практикуется выварка (полчаса в 25 % растворе каустической соды при температуре до 80 °C) или используются смывки (СД, АФТ-1), а для стальных – дробеструйная или дробеметная обработка.
По завершению очистки проводится очередная промывка от следов предыдущей деятельности, в частности, использованного абразива, и затем тщательно обследуются все составляющие конструкции. Если обнаруживаются трещины в металле, ослабление отдельных несущих элементов, применяются меры для устранения: дефекты завариваются и при необходимости усиливаются.
После на этот раз финишной промывки техника просушивается и на поверхность для обезжиривания наносят уайт-спирт. В некоторых случаях проводится дополнительная обработка поверхностей, например, хроматирование или фосфатирование. Места, где наблюдалось особо значительное коррозионное изъязвление после очистки, покрывают дополнительным антикоррозионным составом.
Далее с помощью шпатлевок выравниваются остаточные неровности и углубления. Для метала подходят лаковые шпатлевки, состоящие из лака и мела в ориентировочном соотношении 25 на 75 процентов. При работе используются кисти, распылители, а локальное выравнивание делают шпателем. Нередко шпатлюют эпоксидными клеевыми составами. Встречается также нанесение полимерных материалов газопламенным методом. Наконец поверхности шлифуют, моют и сушат.
В качестве грунта применяются специальные составы обладающие повышенной сцепляемостью как с поверхностью техники, так и с основным слоем ЛКМ. Так под пентафталевые и глифталевые эмали используют грунт на основе тех же смол. Под нитроэмали хорошо подходит глифталевый грунт № 138, а для масленых красок – на базе железного густотертого сурика. При этом обеспечивают равномерное без подтеков нанесение состава кистью или распылителем.
По завершению предварительных работ результат оценивается оперативно, так как покраска должна проводится не позже, чем через 36 часов.
Важно! Все технологические отверстия, ниши и выемки перед нанесением любых составов должны быть предварительно закрыты. В противном случае агрегаты и отдельные механизмы могут утратить работоспособность.
Выбор краски стоит проводить по следующим критериям:
- прочность, способность сохранять целостность при значительных механических воздействиях;
- химическая стойкость;
- сопротивляемость коррозии;
- способность противостоять перепадам температур.
Типичные составы: нитроэмали, глифталевые, пентафталевые (крылья, кабины, капоты), перхлорвиниловые, нитроцеллюлозные (крышки и пробки, масленки) и нитрофталевые (картеры, корпуса коробок передач и другие внутренние поверхности деталей) эмали. Для увеличения термостойкости поверхности покрывают лаками с добавкой алюминиевой пудры.
Нанесение краски пульверизационным или безвоздушным способом осуществляется после прогрева поверхностей в окрасочно-сушильной камере. После окрашивания совершают обдув, позволяющий удалить остатки растворителя и потеки. Температуру в боксе постепенно повышают до 80 °C – начинается сушка, средней продолжительностью по полчаса на один слой. Аналогичная процедура проводится и на заключительном этапе при нанесении лака.
Оборудование для покраски строительной техники
Для проведения подготовительных работ используют молоты, кирки, ручные и автоматические металлические щетки, кисти, специальные ванны для химических растворов, а также дробеструйное и дробеметное оборудование.
Окраска проводится краскопультами, роллерджетами (валик с автоматической подачей краски под давлением), валиками с ручками разной длины, в труднодоступных местах используют ручные кисти.
Персонал работает с подъемников, приставных лестниц и стремянок.
Покрасочная камера для строительной техники
Условия в покрасочном боксе определяют качество работ. Оптимальная температура в помещении – 15 – 30 °C, влажность 75 %. Это стандарт. Стоит, однако, учитывать, что разные виды ЛКМ имеют собственные оптимальные значения для нанесения и высыхания. Информация об этом обязательно содержится в инструкции производителя.
Окрасочно-сушильные камеры оборудуются мощной вентиляцией, в которой на входе для отсечения уличной пыли и на выходе в качестве преграды туману краски устанавливаются фильтры. Для нагрева воздуха в боксе до 80 °C, требуемого для полимеризации некоторых ЛКМ, применяют горелки на газе или дизтопливе или электрические нагреватели.
При окраске тракторов, экскаваторов, башенных кранов и другой большеразмерной техники необходимы помещения соответствующих размеров. Теснота отрицательно сказывается на проведении большинства операций и качество покрытия получается не самым высоким. Вообще, удобство работы персонала – один из ключевых факторов. Стоит также позаботится об организации достаточного освещения в помещении, о наличии подъемников и лестниц, а также всего необходимого инструмента. Персонал требуется снабдить средствами защиты: респираторами, очками, перчатками, спецкостюмами.
В заключении нельзя не отметить, что качественно и эффективно работу в состоянии провести лишь специалисты при использовании профессионального оборудования. Самостоятельное окрашивание строительной спецтехники никогда не приводит к качественным результатам и чревато нанесением вреда как технике, так и участникам процесса. В данном случае кустарность недопустима и самым верным способом восстановить поверхности сложных машин является соблюдение в ходе окраски всех технологических норм и стандартов.
Экономьте свое время - оставьте заявку на сайте и мы Вам перезвоним!