При строительстве даже небольших зданий встают вопросы об использовании материалов и технологий строительства. Производственные помещения последнее время все чаще строятся с использованием легких либо стальных тонкостенных (ЛСТК), либо металлических конструкций (ЛМК). Идею сборки окрасочно-сушильных камер для автомобилей из колонн, балок и ферм, выполненных в виде стальных профилей, можно назвать как продуктивной, так и крайне выгодной.
Внутреннее устройство
Автомобили окрашивают не только из эстетических соображений. Краска защищает металлические поверхности техники от коррозии. Без ее тонкой пленки, покрывающей как внутреннюю, так и внешнюю сторону, детали кузова быстро бы проржавели и пришли в негодность. Чтобы слой получился чистым, прочным и хорошо сцепился с металлом, покраску необходимо производить в закрытом помещении с определенным микроклиматом и оснащенным специальным оборудованием.
Поэтому помимо собственно каркаса и облицовки, операционная камера должна быть отделена от внешней среды герметичными панелями, иметь мощные системы вентиляции и обогрева, располагать инструментами, которые позволят быстро и четко выполнять работу персоналу.
Чтобы в помещение попадал свежий воздух, используются фильтры и нагнетающие вентиляторы. Для правильного движения приходящего потока вертикально сверху вниз, оборудование, работающее на вдув, ставят под потолком, а в подпольном пространстве организуют стек высасывающих помп. Вентиляционная техника обязательно снабжается регуляторами мощности, что позволяет создавать в покрасочной камере необходимое давление, обычно большее, чем снаружи для затруднения проникновения пыли.
Важнейшим является наличие нагревателей. Несмотря на появление низкотемпературных красок, сохраняется потребность в постоянстве температуры на протяжении отдельных стадий процесса. Такой стабильности без дизельных или газовых горелок, электронагревателей или паротеплообменников не добиться.
Для освещения подходят лампы, дающие спектр близкий к дневному – так удается правильно подобрать и нанести краску. Это особенно важно если производится декоративная дизайн покраска в рамках тюнинга. Количество источников света должно быть такое, чтобы поверхность автомобиля просматривалась без труда. Для защиты от краски лампы закрывают плафонами. Источники света, согласно наиболее популярной схеме, располагают с наклоном вдоль стен помещения под потолком и вертикально на уровне серединной лини транспортного средства.
Из инструмента, который должен присутствовать обязательно, можно отметить подъемники. Эти гидравлические или электрические устройства с различными видами приводов сильно облегчат труд, что непременно отразиться на результате в лучшую сторону.
В условиях массового производства используется конвейерная окраска автомобилей, о которой можно прочитать в отдельной статье.
Принцип работы
При правильной организации рабочего процесса на покраску и сушку в специализированном помещении уходит до двух часов времени, если не считать подготовительный этап. А применение самой передовой техники ускоряет процесс в еще большей степени. Как бы то ни было, окраска автомобиля кропотливый труд, требующий внимательности и аккуратности. Поэтапно процесс выглядит так:
- создается дизайн-проект и подбираются подходящие краски;
- снимаются кузовные детали, препятствующие прямому распылению;
- поверхность автомобиля очищается от старой краски и ржавчины;
- металл покрывается грунтом и шпаклюется;
- послойно наносятся краска и лак;
- проводится просушка и полировка.
Механически снимать предыдущие слои краски лучше вне камеры. Иначе для удаления грязи и пыли придется делать генеральную уборку. Краска наносится краскопультом на корпус и, по отдельности, на демонтированные элементы, в труднодоступных местах – кистью вручную. Сушка проходит в камере.
Размеры
Габариты постройки из ЛСТК или ЛМК зависят от того планируется ли окрашивать легковой или грузовой транспорт. Для машин вплоть до микроавтобусов можно обойтись помещением 7х4х3 метров, а формфакторам: джип, седан, минивэн, купэ или хатчбэк подойдут и меньшие объемы. Покрасочная камера для грузовых автомобилей имеет свои особенности.
Помещение будет более компактным, если вынести наружу под защитные кожухи и в дополнительные внешние отсеки вентиляционное и тепловое оборудование. Впрочем, для легковых авто стоимость сооружения будет совершенно невысока и на площади можно не экономить.
Установка и монтаж
Существует два метода возведения зданий из легких металлоконструкций. При первом – сборка происходит из готовых блоков, а во втором случае каркас из профиля устанавливается на месте и затем к нему крепятся фермы. Но в целом, оба варианта гарантируют минимальные сроки строительства, и предполагают схожие операции.
- Готовится площадка: зона застройки разравнивается, выделяется место, подвозится и выгружается стройматериал.
- Закладывается фундамент: либо заливается неглубокий ленточный, либо выкладывается из готовых бетонных блоков. Свайно-ростверковые или винтовые решения для небольших зданий используют редко.
- К фундаменту анкерами крепят колоны, к которым, в свою очередь – балки и фермы. Или, если строят из блоков, отдельные модули ставят прямо на фундамент, сразу формируя стены.
- Когда вертикальный периметр строения завершен приступают к обшивке. Если смотреть на формируемое перекрытие в торец и считать со стороны улицы слои будут располагаться так: профнастил, мембрана-пароизолятор, утеплитель, термопрокладка, профиль, финишная герметизирующая облицовка. При желании сделать фасад красивым, можно облицевать постройку и с внешней стороны.
- Кровлю организуют в виде обрешетки, крытой ветрогидроизоляцией и усиленной оцинковкой. Затем кладется утеплитель и кровельный материал.
Построенное здание из ЛСТК или ЛМК будет отличаться высокой прочностью и сможет прослужить десятилетия. Конструкция отличается высокой сейсмостойкостью и максимально пожаробезопасна. Кроме того, эксплуатация при правильно организованной теплоизоляции обещает минимальные теплопотери, а использованный материал экологически нейтрален. При необходимости ничто не мешает быстро разобрать объект и возвести на новом месте, или даже повторно задействовать металлоконструкции в другом проекте.
Сравнительная таблица преимуществ использования легких стальных тонкостенных и легких металлоконструкций.
Использование ЛСТК |
Сборка из ЛМК |
Монтаж с минимальным использованием спецтехники, но стоимость работ выше. |
Профиль тяжелее и может понадобиться кран. |
Ферма доставляется в разобранном виде. |
Блок чаще всего уже собран на заводе. |
Всегда присутствуют горизонтальные тяжи и распорки в фермах |
В дополнительных элементах, увеличивающих прочность нет необходимости. |
Элементы конструкции тоньше, но шире, ребра жесткости занимают больше места. |
Объем помещения получается больше, за счет повышенной компактности профилей. |
Колонны должны быть выше. |
Колонны могут быть уменьшены |
Площадь ограждающих покрытий больше |
Площадь стен, перегородок, кровли меньше |
Используется оцинкованный прокат |
Применяются полимерные порошковые покрытия |
Срок эксплуатации до проведения первых ремонтных работ более 10 лет |
В стандартных условиях конструкции без дополнительного окрашивания также прослужат более 10 лет |
В случае повреждения оцинковка восстанавливается только качественной циклонаполненной краской |
Сколы и царапины прокрашиваются полимерной краской без труда |
Вес конструкций ниже, но количество конструкций необходимо больше |
Обратная ситуация |
Конструкции не выдерживают пиковых высоких температур |
Хорошая огнестойкость |
Нормативная база в России отсутствует, прохождение экспертизы для больших зданий (свыше 1,5 тыс. м2) проектной документации обязательно |
В России есть вся необходимая документация и ГОСТы. |
Какой бы не была технология строительства, на этапе установки оборудования важно правильно подобрать климатическую и тепловую технику и обустроить согласно общепринятым нормативам. Немного подробнее об этих ключевых компонентах.
Вентиляция
Как уже говорилось выше, система забора и отвода воздуха покрасочной камеры для автомобилей состоит из двух частей. Отдел, работающий на вдув, оснащают такими вентиляторами:
- равномощными машинами, не создающими внутри избыточного давления;
- нагнетающими, создающими положительную разницу между давлением в помещении и снаружи.
Последний вариант предпочтительнее, так как исключает возможность проникновения пыли. На выдув работают вентиляторы высасывающие, они создают разряжение. Регулировкой мощности каждой из подсистем можно добиваться произвольных значений давления в покрасочной камере. Согласно требованиям, климатическое оборудование должно быть достаточной мощности, чтобы обеспечивать 99 процентную степень очистки воздуха.
Фильтры применяют: ячейковые карманные, лабиринтные и кассетные. Потолочные – должны соответствовать классу очистки EU5 европейского стандарта DIN EN 779. Обычно используют – рулонные матовые, устанавливая в приточные воздухораздаточные панели. А напольные фильтры размещаются под напольной решеткой. К ним предъявляются менее жесткие требования – EU3. Этого достаточно чтобы не выпускать наружу краску. Также применяют и предварительные фильтры, увеличивающие степень очистки воздуха и продляющие срок эксплуатации основных фильтрующих элементов.
Температура в покрасочной камере
Тепловое оборудование стоит планировать мощностью от 20 до 1000 КВт. Типовая схема нагревательного контура выглядит так:
- теплообменник воздушный;
- вентиляторы;
- горелка и камера сгорания.
Пропорции энергопотребления следующие: до 400 КВт идет на работу генератора тепла, и примерно столько же забирают вентиляторы и теплообменник. Горелки могут быть на природном газе, дизтопливе или отработанном масле. Расчет температурного режима делается по формуле:
воздушный поток в м3/ч х требуемая температура х 0,0003336 (коэффициент).
Для небольшой покрасочной камеры с габаритами 7 х 5 х 4 метра и потоком воздуха в 20 тысяч кубометров в час и максимальной температурой, свойственной работе с некоторыми видам красок в 80 °C, примерно понадобится количество тепла равное 533 КВт. Для низкотемпературных красок затраты будут еще меньшими – в районе 150 КВт. Отличные показатели для небольшого частного предприятия.
Покраска машины процесс трудоемкий и ответственный. Трудно представить реализацию бизнес-идеи без постройки быстровозводимых и малометаллоемких строений. Применение технологий ЛСТК или ЛМК – оптимальный вариант, запускающий целую цепочку экономически выгодных решений: от минимизации затрат при реализации проекта до малозатратной эксплуатации. При этом главным условием успеха является проработанный проект и его профессиональная реализация.